11:13 | 23 октября, 2017

Бас Ян Адер: затонувшая вершина экзистенциального искусства

Бесспорно, высшая стадия горя от ума – томиться своим несчастьем во времена сытости, в дни покоя.
Бас Ян Адер: затонувшая вершина экзистенциального искусства фото 2
Последовательно мрачный Беккет нам завещал: «Try again. Fail again. Fail better». Ошибаться, падать, разочаровываться, обманываться надеждой – вполне в природе человека, потому что «не быть» он боится и вряд ли решится на свидание с небытием. Бесспорно, высшая стадия горя от ума – томиться своим несчастьем во времена сытости, в дни покоя. Перформансист и видеоартист Бас Ян Адер в этом смысле дошёл до пределов творческого отчаяния, превратив всю свою жизнь в чудаковатый, но от этого не менее трагический художественный акт.
Бас Ян Адер: затонувшая вершина экзистенциального искусства фото 3

Родившись в1942-м году в Нидерландах, большую часть своей жизни художник прожил всолнечной Калифорнии, которая стала лишь катализатором его хронической печали.Ранние перформансы Баса Ян Адера – это серия его задокументированных падений: скрыши, на велосипеде в канал, с дерева в озеро и так далее. Не жалея своеготела, со зловещим любопытством исследуя силу гравитации, он продолжалфиксировать преднамеренные неудачи, как бы настаивая на безвыходности человекасвоего времени.

Бас Ян Адер: затонувшая вершина экзистенциального искусства фото 4

В короткометражномфильме «Iamtoosadtotellyou» Бас Ян Адер на протяжении нескольких минут плачет перед камерой, чтовводит зрителя в шоковое состояние непонимания – уловить суть так же тяжело, как заставить плачущего испуганного ребёнка рассказать о случившемся – ребёнка, испуганного жизнью. Эта работа сеет тревогу и кричит о невозможности передатьглубинные переживания вербальными методами. Крепкий взрослый мужчина взахлёбрыдает, значит, он что-то знает, просто валяет дурака или взывает к эмпатии итотальному пониманию на бессознательном уровне?

Бас Ян Адер: затонувшая вершина экзистенциального искусства фото 5

После сериидепрессивных перформансов и видео-работ («Primarytime», «Pleasedontleaveme» и др.), Бас Ян Адер решился на самыйгромкий и экстремальный художественный акт. В 1975 году меланхоличный художникс невероятно богатой фантазией всерьёз задумал переплыть Атлантический океан намаленькой яхте, больше напоминающей хлюпкое корытце. В возрасте Христа ончмокнул в щёчку свою жену Мэри-Сью, взял «Феноменологию духа» Гегеля и с мысаКейп Код отправился на свою последнюю акцию, которую так и назвал — «В поискахчудесного» («Insearchofthemiraculous»). Спустя три недели радиосигнал дал сбой, а чуть позжеморяки обнаружили яхту художника. Тело так и не нашли.

Бас Ян Адер: затонувшая вершина экзистенциального искусства фото 6

В 2007-м годумалоизвестный режиссёр Рене Даалдер, по навязчивому предложению вдовы Баса Ян АдераМэри-Сью Адер-Андерсон, снял короткометражный документальный фильм, посвящённыйпоследнему приключению художника в океане. На сайте YouTubeкартину «Hereisalwayssomewhereelse» посмотрело несколько десятков тысячпользователей, однако сложить своё впечатление о Басе Ян Адере по одной лишьдокументалке-на-скорую-руку у них вряд ли получилось. Фильм построен на серииинтервью с женой и школьными друзьями художника. Эти люди явно оброслимещанскими заботами и сделали над собой немалое усилие, чтобы включить опциюрассуждений о высоком искусстве.

Запомнилась, пожалуй, только инсайдерская история оттоварища Ян Адера – о том, как, поступив в колледж учиться на художника, нашгерой хотел весь курс рисовать на одном и том же листе бумаги, постоянно стираяизображения, нарисованные ранее, чтобы снова и снова забывать себя прежнего. Ав целом, документальный фильм Даалдера можно назвать унылым завыванием в честьпотенциально медийного персонажа – без понимания глубинной сути его творческойдепрессии.

Бас Ян Адер: затонувшая вершина экзистенциального искусства фото 7

Группа вФейсбуке численностью в 182 участника называется «BasJanAderisAlive». Эти люди искренне верят, чтопоследний перформанс художника под названием «В поисках чудесного» был всеголишь блестящей мистификацией, а сам он, по разным версиям, то ли уединился наотдалённом острове, то ли предпочёл покончить с прежней жизнью и творческойкарьерой. Что бы там ни говорили, Бас Ян Адер – гений концептуального, экзистенциального и чувственного искусства. Жизнь художника превратилась в одинсплошной перформанс с единым лейтмотивом, однако, к сожалению, без веры вспасение. Современные нам деятели искусства, вскормленные грантами и лайками, вряд ли решатся на подобное. Хотя… Безумие – тоже тренд.

5 октября 2016, 00:53
Автор: Марина Тимошенко
Версия для печати
Просмотров: 2908
Поделиться:

Ссылки по теме

Комментарии 0
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)