05:07 | 21 июля, 2019

Интервью с художником Иваном Пилипенко

«Краски нанести побольше, а картину продать подешевле» – Иван Пилипенко.
Интервью с художником Иваном Пилипенко фото 2

Иван Пилипенко родился 9.03.1957 в Щасновке Черниговской области.Художник-живописец. Заслуженный деятель искусств Украины (2006), лауреат городской премии «Киев» им. Сергея Шишко (2008).

Закончил Киевский художественно-промышленный техникум в 1978, частную художественную школу В.Зарецкого в 1982.

В 1982-1988 учеба в Киевском государственном художественном институте (Мастерская монументальной живописи Н. Стороженко и В.Чеканюка).

В 1992 стажировался варт-колледже г. Челтонхем (Великобритания).

1994-1997в творческих мастерских ассистентуры при Украинской академии изобразительного искусства и архитектуры(у проф. Стороженко Н.А.)

С 1994 г. работает в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Доцент кафедры живописи с 2006.Работает в области станковой и монументальной живописи. Философское мышление, стремление к гармонии в произведениях, наполнение композиции духовностью и колористическое мастерство выделяют полотна художника, делают узнаваемым его индивидуальный живописный почерк.

Интервью с художником Иваном Пилипенко фото 3

Произведения:«Мудрость храмов» (1996-1998), «Наслаждение бессловесностью» (1999),«Заснеженная Лавра» (2001), «Праздничный сон» (2005), «Лаврская тишина» (2006),«Тайна» (2007), «Венеция» (2007), “Весна в Лаврском саду” (2008), “Белый Париж”(2009), “Цветущий Киев» (2010).

Преподавательскую работу и творческую деятельность плодотворно объединяет с общественной. На протяжении 1993-2007 руководил Молодежным объединением Киевской организации Национального союза художников Украины, а с 2007 возглавил ее секцию живописи.Участник отечественных и международных выставок. Произведения художника находятся в собраниях отечественных музеев, частных коллекциях Украины и мира.

Светлые и гармоничные, умиротворенные и вибрирующие, гармоничной иллюзорностью дышат работы Пилипенко. Как автономный поток бытия или как непостоянный узор жизни, они не для утверждения человеческого «я», они напоминают о моменте пробуждения, об иллюзии соединения с Богом.

Белый цвет как тончайшая и глубокая завеса неземного происхождения, связывает все предметы на полотне в единое гармоничное целое. В мастерской художника Ивана Пилипенко также светло, как и в его картинах, да и интервью с этим светлым человеком получилось такое же – доброе и интересное, о картинах, о Венеции, Китае и Киеве, о добре, и счастье – наслаждайтесь.

Интервью с художником Иваном Пилипенко фото 4

В Китай ездите за вдохновением?

По работе, с нашей академией подписано соглашение, обмен был, но сейчас дружба народов.

Там и ваши картины выставляются сейчас

Да. Я там выставляю много своих картин, в том числе и Венецию.

Все ваши картины светлых цветов, это знак того, что Вы внутренне светлый человек?

(Смеется)… Ну не знаю, как можно заглянуть в себя…Это очень тяжело, не знаю, Вам виднее. Дело в том, что у каждого человека есть свое лицо, вы понимаете, Бог никого не обделил, так в жизни устроено, что у каждого есть какой-то талант и самое главное найти его. Вот люди обычно они не ищут себя, а где-то копируют кого-то. Видят кто-то очень успешный и обезьянничать начинают, а о себе забывают, и есть человек, работает и ничего не выходит, а берет и что-то другое делает, меняет работу и пошло, талант, это самое главное надо искать. У меня просто была 17 лет мастерская в Лавре (Киево-Печерская Лавра – прим. автора) и там это место помогло мне себя найти.

Интервью с художником Иваном Пилипенко фото 5
Интервью с художником Иваном Пилипенко фото 6

Духовное, намоленное место?

Да, Лавра – это прекрасно, стены, здание все светлое. Я писал темными цветами, как все, знаете, пробовал, я еще был студентом, но оно у меня уже в светлую сторону шло.А когда попал в Лавру, то я начинаю работать в темных цветах, а оно идет в светлых. И я думаю, зачем ломать себя, в светлых так в светлых. И вот оно так и получается, Вы нигде такого не увидите, вот и китайцы говорят и в Китае такого нет. У нас бывают выставки в Москве там, это конфедерация, бывшая СССР, таких работ тоже не встречается и с Америки приезжают, вы в Америке видели такое, нет, не видели, так о чем Вы спрашиваете, Америка такая большая, а Украина такая маленькая.

А в каких странах еще есть ваши работы?

Во всех, даже в Африке (смеется). Много. В эту мастерскую надо людей заводить, а когда я в Лавре рисовал, понятное дело, там на смотровой площадке мастерская была и там просто сиди себе и рисуй, и заходят ко мне со всего мира, с утра с Японии, а вечером уже из Канады, просто люди заходят на выставку, там у нас выставка на втором этаже была, понравилась работа, заходят и спрашивают: ‘А можно художника? ’. А в ответ слышат: ‘Так вот же художник, вот его дверь’… Я сначала фотографировал тех людей, а потом много людей стало приходить…

А какая страна вам больше всего понравилась, когда Вы путешествовали, Вы же путешествуете что бы черпать вдохновение?

Венеция, потому что столько красоты Бог собрал в одном месте, я много где был. Но такого наполнения, гармоничного наполнения, не просто каких-то отдельных объектов, парк какой-то, как в Китае, есть хорошие парки, большие, ты выходишь – жизнь, а заходишь в парк и уже все по-другому, а в Венеции все, куда не глянь вот все хорошо, как-то так построено, в Венеции можно все четыре стороны сразу рисовать.

Интервью с художником Иваном Пилипенко фото 7
Интервью с художником Иваном Пилипенко фото 8
Интервью с художником Иваном Пилипенко фото 9

У вас много картин о Венеции?

Да, очень много, после, Лавры, Киева, это второе любимое место.

И все же не хотите там мастерскую? Родной Киев дороже?

Даже если бы была там мастерская, это же надо и общение с людьми, и в том же Китае, можно, но это просто заработки, можно там какое-то время деньги зарабатывать, как когда-то люди у нас ездили на Юг зарабатывать деньги, в Тюмень, так и можно и там, где-то работать, но я не знаю, как можно там так долго сидеть, во первых надо язык хорошо знать, а что бы его хорошо знать, надо там родиться. Вот я помню, когда окончил художественный институт учился еще в Англии впервые 2 месяца был там, потом 3 месяца, и путешествуя, понимаешь, что в Англии все для англичан, только для англичан. А если ты плохо говоришь, и еще и с акцентом, так в искусстве там вообще нечего делать, можно дорогу ремонтировать, таксистом работать это нормально, а если где-то в искусстве, да еще и язык коверкаешь. Я помню, что у них тогда была Тэтчер, а у нас Горбачев.

Я говорю англичанам: ‘Горбачев не верно ударения в слове ставит, говорит с краснодарским акцентом’.

Они так удивились, и говорят: ‘Как президент?’.

Я говорю: ‘Да’.

Они говорят: ‘А у нас Тэтчер, если что-то говорит на английском, то это можно золотыми буквами высекать, все правильно ни в одном слове не может быть ошибки’.

А у нас и Сталин так говорил (смеется) на ломаному русском. Все так говорили.

Расскажите, пожалуйста, про ваш стиль?

Так, а что рассказывать… надо смотреть. Как рассказывать? Видите ли, я нашел то, что я есть, поэтому я не хочу, чтобы всем нравились мои картины. Знаете, кому-то нравится, кому-то нет это жене стодолларовая купюра, чтобы всем нравиться. Есть люди, которым не нравится, то и хорошо, если всем нравиться, то, я считаю, это очень плохо. А самое главное, что-то, что я делаю, я делаю с любовью.

Интервью с художником Иваном Пилипенко фото 10

А материальная сторона?

А дело в том, что я еще подрабатываю профессором в академии (НАОМА прим. автора), поэтому официально у меня хорошая зарплата (смеется).

А ученики ваши, они горды тем, что у вас учатся?

Не знаю, это надо у них спросить…

А как сейчас молодежь пишет?

Талантливая, очень талантливая, на всю академию уже отобранные люди идут, как больные, они имеют диагноз, могут сидеть и долго работать, недавно фильм снимали про нашу мастерскую. Съемочная группа пришла в 16.00 и 6 часов снимали. А там ходят студенты, работают, что-то пишут, грунтуют.

Режиссеры спрашивают: ‘А что домой никто не идет?’

А я говорю: ‘У нас как, помните у Стругацких есть рассказ «Понедельник начинается в субботу», вот так и у нас, если бы позволяли, они бы жили тут, уже выключают свет, выгоняют их, говорят, чтобы шли домой, гонят, а они вообще не спешат’.

Мы здесь застали вашу новую работу?

Это я просто полотно загрунтовал, я еще точно не знаю, что это будет. Просто это такая технология, надо загрунтовать полотно, ведь краски, сейчас, полотна не очень качественные, стандартов уже нет. Самому грунтовать, студенты сами грунтуют, а я покупаю полотно, чтобы загрунтовать, оно сохнет, такая технология у каждого, каждый по-разному делает.

Интервью с художником Иваном Пилипенко фото 11

Подробнее расскажите, как создается ваша картина?

Очень просто, главное не жалеть краски и все, а там что-то получится (смеется).

А сколько надо наложить краски, чтобы накартине были выпуклые рельефы?

Чтобы от души, знаете, все хотят поменьше. То же самое у меня спрашивала американская художница в Лавре, как это я так много краски накладываю. Я думал, что ей ответить…художницей она назвалась, профессиональной, я говорю ей: ‘Знаете, у нас на Украине краски кладут побольше, а картину продают подешевле. А у вас, в Америке, все хотят краски поменьше, а продать по дороже’. Вижу, она задумалась, подумала и говорит: 'Что у нас же капитализм, а у вас тут что?'

Интервью с художником Иваном Пилипенко фото 12

А Вы продаете свои картины?

Ну а почему бы нет, все хотят продать, я думаю нет такого художника, который писал бы только для себя? А для чего только для себя? Правильно, в первую очередь художник для себя пишет, если никаких заказов нет, все картины пишутся для себя, а потом, если их еще кто-то покупает то это двойное удовольствие.

А если просят скидку?

Почему бы и нет, для хороших людей можно, смотришь хороший человек, а денег нет, то можно и подарить. Как грузин говорил: «возьми даром, апельсин».

У вас есть картины, которые бы Вы никогда не продали?

В принципе, нет таких. Но, я думаю, что я еще напишу (смеется).

Какова ваша мечта, что хотите такое нарисовать, что еще не рисовали? Сколько картин уже нарисовали?

Не могу подсчитать, возможно тысячи, несколько тысяч, это же не математика, я вообще не занимаюсь подсчетом, я не скажу Вам сколько у меня в кармане денег, а Выспрашиваете о работе… Если будешь пересчитывать все, то на картины пойдет пересчет и это будет проза, посмотрите у меня на картинах не скрыто ничего, вот пересчитать не возможно, вот сколько яхт стоит две, или три, понимаете, когда нет такого перерасчета – это поэзия, а когда хорошо сделано, но, посчитано это проза, но прозы тоже бывают хорошие, например, Булгаков «Мастер и Маргарита» — это очень хорошая проза, понимаете?

Я дважды перечитывала…На ваших картинах пейзажи, цветы, маски, а портреты рисуете?

Сейчас я очень редко пишу портреты, потому что связываться с заказчиком, идти на поводу у людей, потому что нос не понравится или прическа, а пейзаж… Ты свободно себя чувствуешь, какие-то цветы, я думаю, что каждый рисует то, что хочет. А хочет не рисует.

А сколько времени Вы тратите на рисование?

Если бы было много времени каждый день бы рисовал, стараюсь почти каждый день рисовать, бывает, конечно, выходной в воскресенье или субботу, но когда я не состудентами, может и со студентами что-то рисую
Интервью с художником Иваном Пилипенко фото 13

Большой творческий путь прошли. Как прошла, изменилась ваша внутренняя установка за 25 лет?

Ну она не очень изменилась. Это же не бросании со стороны в сторону, сегодня ты черным рисовал, а завтра белым, а после завтра красным, есть художники, которые говорят, что менять нужно что-то, а я ищу то, что я нашел, но совершенствую, например, немножко нежнее, больше чувственности добавляю, что бы такое было сделано, чтобы не чувствовалось ремесла, филигранности чтобы не было, пробелов. Свое рисую.

А все-таки, как этот стиль назвать?

Дело в том, что это вы отбираете хлеб у искусствоведов, это они потом обзовут, Вы думаете, когда Ван Гог отрезал себе ухо — думал, в каком он стиле пишет? Нет не думал.

А о чем думает художник, когда создает свой новый шедевр?

Я думаю, что если художник думает о хорошем, то и шедевр будет хороший, а если о плохом, то и шедевр будет плохой.

Сколько времени уходит на создание картины?

Опять же, нет такого рецепта, это как спросить у футболиста, как Вы долго забиваете гол (смеется).Бывает такое, что работу приходится дорабатывать и работа может лежать, потом возвращаешься добавляешь, еще добавляешь, а бывает такое, что за один раз стали написал. Понятно, что могу переписать, главное, чтобы работа мне нравилась, а если мне нравится, то может еще кому-то понравиться, а если мне не понравится, то может и никому не понравиться. Я переписываю, я не могу так, как другие художники, которые рисуют лишь бы кто-то купил, ну если картина тебе не нравится, кто же ее купит? Если она тебе не нравится, так почему же надо искать, чтоб она кому-то нравилась, я этого не понимаю.

Интервью с художником Иваном Пилипенко фото 14

Когда мы с вами по телефону разговаривали, Вы сказали, что спешите к другу на выставку, как часто ходите на выставки к другим художникам?

Понимаете, я в союзе руковожу живописным отделением, у меня 500 человек все живописцы в подчинении и они делают выставки, ну не все, но большинство из них и меня приглашают, чтобы я сказал слово и я как председатель секции живописи, я должен этим заниматься, я должен ходить на выставки.

А Вы как художник, ревнуете к работам других?

Нет, потому что видите, я нашел себя, как я могу ревновать, если человеку нравится в темных цветах, я же не пишу в темных. Человеку нравится и все. Ко меня один китайский миллионер приехал и говорит: ‘Вы у нас в Китае очень популярны и я почти все ваши работы продал, напишите мне большие красные цветы’

Я говорю, что не могу.

А он: ‘Почему не можете? ’

Я: ‘Не имею красной краски’.

А он говорит: ‘Подождите, я же деньги плачу, пойдите и купите’.

Я говорю:‘Для чего? Я уже белую купил, а есть художники, которые красную краску купили, пойдите и у них закажите, я могу только белыми рисовать большие цветы’.

Он подумал и говорит: ‘Хорошо, пиши белыми’.

Какую картину Вы бы никогда не написали?

Не знаю…написать можно все и с красной краской, это не проблема, кто окончил академию, мы же прошли все эти техники в академии и можно писать, студенты пишут, если нужно росписи в церкви сделать или икону написать, они это все могут, это для профессионала не проблема, а я бы не написал видимо какую-то антихудожественную, например работы есть положительные, а есть отрицательные, мне не хочется писать ничего негативного.

У вас смешанная техника?

Нет, только краска и очень хорошая краска. Недавно были у меня китайцы, посмотрели мои краски и говорят, что если у нас такие и есть, то они очень дорогие. Голландскими и итальянскими я пользуюсь, даже российскими не рисую, и украинскими, китайскими тоже не пользуюсь, и полотна у меня хорошие, Амстердам.

Интервью с художником Иваном Пилипенко фото 15

У вас даже стол в светлых цветах?

И мольберт. Я подкрасил, все должно быть в стиле и продумано. Представляете, какое здесь было помещение, когда я пришел, кривые стены, окна прогнившие… Вон у соседей, как машина времени, заходите и в двадцать лет назад попадаете.

А сколько в год выставок делаете?

Персональных я очень мало делаю выставок, бывают за рубежом, и в Киеве бывает, это так хлопотно, потому что я преподаю в академии и в союзе художников я что-то делаю и надо всех пригласить, а художника не пригласишь, кто-то обижается, а в групповых как ко Дню художника, я почти во всех принимаю участие потому что это дал работу и никто не обидится.

На такой вернисаж надо дать оду, и лучшую, как из тысячи выбрать одну?

Которая готова, в раме, что тут долго думать (смеется)

А какая Ваша любимая?

Нет такой, это все мои работы, они все мне нравятся, если что-то не нравится я переписываю.

И можете подарить?

А почему бы и нет, мы жертвовали, и я много работ на АТО отдал, аукционы проводили в Сумской области в Конотопе во Львове на благотворительность я даю, в галерее «М17» деньги собирали, и купли джип для АТО.
Интервью с художником Иваном Пилипенко фото 16

Повлияла ли революция на вас, как на художника?

Да, очень тяжело, я живу в центре и из окон дым был виден, он шел, и было слышно взрывы.Ночью, когда первая ночь была, я думал, что там стреляет, смотрю в интернете, а там война уже идет. И дым, на Крещатике большой дым, и затем, вижу идут люди, я у прокуратуры живу, и люди идут в 9 утра с флагами и кричат «Банду геть!».

А на политическую тематику рисовали что-то?

Нет, ничего не рисовал, я смотрел, ходил на Майдан, деньги перечислял, но ничего не рисовал.

Свои работы с натуры рисуете или фотографируете?

Все просто, с набросков.

А как готовитесь к новой картине?

Когда вдохновение приходит, так сидишь, может ничего не получится, вчера пол дня просидел и ничего не нарисовал.

Вы огорчаетесь?

Да, конечно, но если что-то сделаешь, тогда уже день не зря проходит, а если ничего…

А что для вас важнее, сам творческий процесс или открытие персональной выставки, может продажа картин?

Видимо творческий процесс, ну открытие выставки, это забота, не знаю, может кому-то нравится, когда его начинают хвалить, я не очень люблю, и ведь не всегда скажут правду. Очень красиво открытия выставок проходит в Китае, там специально красивых девушек, приглашают с ними все любят фотографироваться. Я там в прошлом году открывал выставку, вот все хотят с тобой сфотографироваться и тянут тебя на свои телефоны селфи сделать, это главный элемент.

Интервью с художником Иваном Пилипенко фото 17

А над каким проектом Вы сейчас работаете?

Серия работ, у меня они уже несколько лет идут, это Киев, Париж и Венеция. И там могут быть и цветы, море, в основном этот проект. Вот был в Китае, нарисовал лилии. Потому что их можно написать белыми красками (смеется). Ну вот как Прагу нарисовать белыми красками? Мне, например, очень нравится Прага, но я не вижу, как ее нарисовать светлыми красками, ведь она «Злата Прага». Я, например, много раз в Гамбурге был. Красивый город, даже похож на Венецию, там много мостов, каналов, но это не Венеция. Светлыми красками его написать не возможно. Или Берлин, ну как ты его напишешь светлым?

Как выразить в картине именно белый цвет?

(Смеется). Очень просто, взять белую краску и не жалеть ее. Все неудачи от жадности. Белая краска дорогая, а все хотят купить по дешевле. Положить ее поменьше и продать подороже.

А что вас вдохновляет?

Да буквально все, та же Лавра наша, я езжу стараюсь в Китаеву пустынь, Церковщину, очень красивые места.

А есть места, которые Вы рисовали, но они исчезли?

Да все исчезает. Смотрите, что в Лавре делается, монахи там столько понастроили уже, даже можно сказать, что Лавра уже исчезает. Строят и строят. И кругом, а Китаева пустынь, но там правда засорили люди.Все пересохло, вода исчезла, уточек нет, хотел покормить их нет.

А что Вас как художника огорчает?

Наверное, как всех, не хорошее что-то огорчает.

А чтобы не огорчало, надо свой мир раскрасить светлыми красками?

Дело в том, что человек может рисовать и темными красками, тоже добро какое-то, оно и темными будет светлое, все очень индивидуально каждый художник подходит к этому, как чувствует. Главное найти себя. И нужно искать.

А вот этот проект, над которым вы работаете, сколько лет над ним работаете?

Как перешел в эту мастерскую, это где-то 5 лет. В 2009 году в Париже работал, там у них есть специальные мастерские, Артсити, в центре, в старой части Парижа. Там есть список, кто был с Украины, и они для художников построили целый район, типа Лавры. Там 350 мастерских, на берегу Сены, а через мост перейти Нотр-Дам де Пари 5 мин пешком. Можно музыку в воскресенье слушать, бесплатные концерты это все такое старое, приятное…Рядом район Маре, такой район для голубых, мужчины ходят в обнимку, очень интересно. Такое кафе мужское.

В этих мастерских действительно наблюдаешь, работать там можно несколько месяцев, полгода, а всего можно жить 24 месяца, больше нельзя. Я уже был 2 месяца, мне еще 22 месяца можно. А в Венеции я долго не бываю, потому что там не очень все дешево. А Украина, это все время творческий момент, ту же все свое и все помогает.

А когда планируете этот проект показать зрителям?

Планирую, все время что-то планирую. Буду делать, видимо в Академии, там, где я преподаю, потому что просто так сделать, я бы на Красноармейской мог бы сделать, они мне там предлагают, да много где предлагают. И в прошлом году у меня была персональная выставка, но я говорю галеристам: ‘Если хотите, я дам работы, а вы выставляйте, печатайте плакаты, приглашайте всех, кого хотите’. А я могу прийти, а могу не прийти на открытие, но чтобы не я этими приглашениями занимался.

Вы не любите организационные моменты?

Вы знаете, это много времени занимает, лучше картину написать, чем тратить на это время. Я думаю, что это все от тщеславия, можно делать 10 выставок, люди делают часто эти выставки каждый месяц, ну можно, я не знаю…Когда я был в Париже, там тоже была возможность сделать, там галерея 3-4 этажа. Я просто подумал, что меня в Париже никто не знает, зачем тратить время, деньги? Кого я приглашу, кого я знаю? Ален Делона я же его не приглашу, если бы он пришел (смеется). И я решил, что не буду заниматься коммерцией в Париже.

А если с точки зрения популяризации Украины?

Я привез эти работы сюда, в Украину, и тут пришли канадцы и купили их, это популяризация идет в Канаду, не обязательно написать и тут же продавать.

Как лучше показать Украину миру?

Нужно ездить по миру и показывать, я же не сижу просто в подвале и работаю, и не говорю, что я гениальный, напишите про меня, я езжу каждый год куда-то, а бывает 2 раза. И в тот же Париж там же тоже происходит в Париже какие-то мероприятия, и там же со всего мира художники, сейчас в Китае.

Вы довольны собой?

Не все время, я бы не сказал, что так сильно доволен, (смеется) самовлюбленности нет такой, а картины я делаю с любовью и люблю то, что я делаю.

Интервью с художником Иваном Пилипенко фото 18
14 января 2016, 11:42
Автор: Ирина Тищенко, Ольга Бондаренко
Версия для печати
Просмотров: 2212
Поделиться:
Комментарии 0
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)