17:53 | 30 апреля, 2017

Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры»

Кирилл Коваленко – украинский фотограф, участник многочисленных выставок в нашей стране, и не только. Работы Кирилла можна увидеть, в том числе, и на выставке в рамках главной экспозиции фестиваля Odessa//Batumi Photo days. Главная экспозиция открыла фестиваль 13 апреля и будет доступна для просмотра в Музее современного искусства Одессы до 30 апреля 2016 года.
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 2

Серия Кирилла Коваленко о крымских пляжах получила 1 место в конкурсе «Фотограф Года 2014» в номинации «Арт-фотография». Тогда автор этого проекта уже переехал во Львов после известных событий на полуострове. Но продолжил работать с визуальным изображением, развиваться в фотоискусстве. Об этом, а также о возможности быть замеченным, о том, почему фотографии в Украине отведена второстепенная роль – прямая речь Кирилла для читателей нашего сайта.

Ч.1
Мое знакомство с фотографией началось с разглядывания семейных альбомов, журналов и газет, темной комнаты и красной лампочки (отец у меня сам всем занимался, отложился в памяти этот процесс, несколько мистичным мне это тогда показалось). Это воспоминания детства. А если «серьезно» и ближе к теме — в более зрелом возрасте уже сильно увлекаясь живописью и кино (влияние которых испытываю на себе и сейчас) решил все-таки испробовать фотокамеру.
На этот шаг повлияло сразу несколько обстоятельств: коллектив, в котором я находился в то время, люди из сферы искусства, многие из которых фотографировали; тяга как-то попробовать себя в реализации, в новом амплуа, и фотография была именно тем, чем нужно, и сама по себе была объектом моего интереса; слабые навыки в рисовании тоже стали фактором, сделавшие фотографию и коллаж наиболее доступными для меня в сфере визуального искусства. Ну, и конечно же, любимый Вендерс с его «Алисой в городах» и гениальным Роби Мюллером, просмотренный как нельзя кстати (был еще целый ряд «тематических» лент). Этот период времени я люблю называть моментом, когда я понял (осознал, прочувствовал ), что фотография может быть художественной.
Да, я неоднократно участвовал в различных конкурсах фотографии. Являются ли эти конкурсы в Украине достаточной возможностью для фотографа продвигать свои работы? Возможностью быть замеченным – однозначно. Что касается достаточности для продвижения своих работ, то это уже понятие комплексное, и тут не только на конкурсах все замешано, хотя сами конкурсы то же важны, как составляющая. Как это может отобразиться на дальнейшем развитии автора? Тут все зависит от автора, который, на мой взгляд, должен находиться в процессе постоянного становления, т.е. развития.
Успех в том или ином конкурсе, в случае наличия компетентного жюри, может явиться индикатором определенного уровня развития художника, стать стимулом (который не должен перерастать в самоцель, ни в коем случае) для дальнейшего продвижения, помочь выработать уверенность в себе. Участие в конкурсе или иных подобных мероприятиях может быть полезно с информативной точки зрения, например, автор может узнать подробнее о тенденциях в мире современной фотографии, различных ее направлений. Так же это возможность критически взглянуть на свою работу.
Серия «Без названия». Автор – Кирилл Коваленко. Фото из личной страницы автора на Facebook
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 3
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 4
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 5
Ч.2
Идея серии о крымских пляжах в том виде, в котором она предстала позже, родилась уже непосредственно в процессе работы, хотя я и до того уделял внимание данной теме. Так получилось, чтобольшую часть своей жизни я жил возле моря или в непосредственной близости от него, и в конечном итоге это не могло не повлиять на мою работу. Сложно себе представить Крым без пляжей, моря и т.д. даже тому, кто ни разу там не бывал. Это уже как что-то символичное и как визитная карточка территории. Есть и другая глубокая, я бы сказал, романтическая сторона. Меня всегда привлекали места и пространства, в которых человек может отойти (или перейти, переключиться между) от социально обусловленных рамок, повседневных ритуалов поведения (бытия) и перейти в другое «состояние». Все эти изменения от замкнутости в сторону высвобождения, от форм сиюминутного в вечное, как путешествие внутри коллективного бессознательного.
Безусловно, тут имеет значение крайняя субъективность взгляда, ведь говоря о других, я в первую очередь говорю о самом себе. Этот жанр не стал для меня наиболее привлекательным, я думаю, что это немного ошибочное мнение. Правильнее было бы сказать один из. Имею определённый спектр наработок, поисков, экспериментов, которые тематически и эстетически весьма разнятся между собой, но по-своему интересны. Они, как минимум, для меня не менее значимы, чем вышеуказанная тема.
Серия ««Beach sequence pt 3.5». Автор – Кирилл Коваленко. journal.foto.ua
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 6
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 7
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 8
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 9
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 10
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 11
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 12
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 13
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 14
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 15
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 16
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 17
Ч.3
Сегодня все активнее говорят о постепенном переходе от «вербальной цивилизации» к «цивилизации визуальной». Думаю, что утверждение о пользе такого развития событий для фотографа весьма спорно. Мы живем в эпоху интенсивного технического прогресса, средства для копирования и воспроизведения реальности стали более доступны, на каждые 20 квадратных метров приходится по 3-4 фотографирующих устройства. Почти у каждого в том или ином виде сейчас в наличии фотокамера. В районе моего тела их как минимум три…или даже четыре (шутка).
Исходя из этого каждый, кто делает фотографию – по умолчанию фотограф. Но если учитывать посыл того, что производиться и ради чего это делается, то 99% — это бездумная констатация себя в форме селфи, фуд-порно и всякой подобной всячины. Остается приблизительно 1% того, что делается вдумчиво и качественно, как формально, так и на информационном уровне. Эта неизбирательность в построении фотографических, и не только, изображений привела общество к обесцениванию оных, и как следствие, беглому восприятию просматриваемого материала, и поверхностного отношения к нему.
В Украине фотография не воспринимается как самостоятельная ветвь в искусстве, она носит прикладной характер и служит способом реализации идей, концепций для современных художников самых разных направлений. То есть ей отведена второстепенная роль. В последнее время даже наблюдается тенденция, как художники, использовавшие совсем иные мультимедийные средства, начинают применять фотографию в своем творчестве. Наболевшая тема об институциях: отсутствие галерей, которые специализировались бы исключительно или преимущественно на фотографии; музея, посвященного фотографии, недостаток заведений, где можно получить соответствующее образование, редко кому повезет поехать учиться заграницу.

Серия «1». Автор – Кирилл Коваленко. Фото из личной страницы автора на Facebook

Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 18
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 19
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 20
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 21
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 22
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 23
Ч.4
Уровень визуальной культуры потребителей определенно не радует. У среднестатистического жителя нашего государства необычайно примитивные представления о назначении профессиональной фотографии. Уровень эстетического, интеллектуального восприятия и анализа в массе своей находится где-то на уровне дешевого, пошлого китча.
Вопрос: «Кому и что мы будем продавать»?? О том, что у нас есть или могут быть коллекционеры фотографии, я тоже никогда не слышал, может быть этот факт умалчивается (шутка). И раз уж мы говорим об Украине, то невольно напрашивается сравнение. Сам не имел практического опыта целевых визитов заграницу, но исходя из прочитанного/услышанного/«увиденного»/обговоренного мог бы сделать вывод о том, что в США, Европе и даже ближайшем зарубежье ситуация по большинству пунктов как минимум немного лучше.

!!! Существования Союза фотохудожников Украины является вопросом риторическим !!!!!

Если совсем уж буквально, то такие жанры, как пейзаж, стрит-фотография и некоторые примыкающие к ним, занимают существенное место в моей фотографической практике. Я, как фотограф, постоянно «подключен» к внешнему потоку визуальной информации, его изменениям, и естественно, я просто не мог не отреагировать на переезд во Львов. Плюс ко всему я человек очень чуткий и очень склонный к переменам (в широком диапазоне понятий этого слова), и этот фактор послужил дополнительным катализатором. Мне свойственно качественно вплетаться в ту реальность и события, которые происходят в точке моего нахождения в независимости от географии, улавливать оригинальность, атмосферу пространства. Львов очень неоднородный город, и мне это в некотором смысле слова нравится, даже осмелюсь заявить, что неосознанно тяготел к тому, чтобы оказаться в такой среде, искал подобные локации. Здесь я могу сосредоточиться на нескольких темах, как форматом серий, так и методом полноценных в своей единичности снимков. Формально я очень впечатлен львовским светом, и тем многим, что в нем тонет. Его приглушённость и рассеянность погружает меня в состояние комфорта. Наверное, это ощущается в моих работах последнего времени.
Серия «Без названия». Автор – Кирилл Коваленко. Фото из личной страницы автора на Facebook
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 24
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 25
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 26
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 27
Кирилл Коваленко: «В районе моего тела как минимум три…или даже четыре фотокамеры» фото 28

Фото на обложке: Кирилл Коваленко. Источник: личная страница Кирилла Коваленко на Facebook

13 апреля 2016, 22:46
Автор: Руслан Оноприенко
Версия для печати
Просмотров: 704
Поделиться:

Ссылки по теме

Комментарии 0
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)