10:09 | 27 апреля, 2017

Иван Черничкин: «Люблю одиночную фотографию. Она ни к чему никогда не обязывает»

19 октября в рамках Арт-Среды в фонде «Изоляция» (Киев) состоялись выставка и artist talk фотографа Ивана Черничкина. Во время встречи он показал фотосерию, посвященную Чернобылю, и рассказал об истории создания знаковых для него проектов.
Иван Черничкин. Фото из личной страницы фотографа на Facebook Иван Черничкин. Фото из личной страницы фотографа на Facebook
Иван Черничкин окончил факультет художественной фотографии в Институте кино и телевидения при Университете культуры, был участником мастер-класса Joop Swart Masterclass, организованного World Press Photo. С 2004 года работает фотожурналистом, публиковался в The New York Times, Daily Telegraph, FAZ.NET — Frankfurter Allgemeine Zeitung, журналах Vogue, Огонек, Вокруг света, Bird In Flight.
Иван предпочитает ч/б и героев, которые его не замечают. Его пеpвая пеpсональная выставка пpошла в 2010 году в галеpее «5х5» во Львове. В 2012-м, в составе твоpческого объединения 4 in 1, он пpедставлял пpоект «Flow/ Потік» в галерее Diplomat (Филадельфия) и в аpт-центpе Я Галерея (Киев).
Сайт Hudruk выбрал самое главное из того, что рассказал Иван Черничкин во встречи с почитателями своего таланта.

Для справки: Арт-Среда – проект фонда «Изоляция», который стремится создать для творческих людей максимально непринужденную атмосферу общения. Формат события определяют сами участники: это может быть презентация, выставка, кинопоказ, перформанс, лекция и/или дискуссия. Арт-Среда создается для того, чтобы предоставить творческим людям пространство для презентации различных художественных практик, а также дать возможность поделиться информацией об актуальных исследованиях, идеях и событиях.

Особо нечего рассказывать. Фотографии, которые из Чернобыля, я делал полгода. Основная задача была в том, чтобы попытаться передать ощущения, не совсем характерные для зоны отчуждения. Потому что на многих изображениях, которые мы знаем, всегда присутствует один какой-то план. И он, как правило, презентационный.
Хочу также рассказать о моей серии, посвященной будням врачей. Эта серия была сделана еще в 2006 году (сейчас многое изменилось). Я в то время работал в редакции журнала «Фокус». И там решили, что надо сделать такую рубрику, в которой можно будет печатать фотоистории. И вот мы с арт-директором журнала пошли к главному врачу больницы скорой помощи рассказывать, кто мы и зачем. Мы долго договаривались, и все-таки договорились. Ну, и так все затянулось на 4 месяца. Я просто приходил, когда имел свободное время и снимал. Делалось это исключительно как редакционное задание для статьи. Но дедлайнов не было. И я сам для себя решал, когда у меня будет достаточно материала, чтобы печатать его в журнале.
Эмоционально не было сложно, к тому времени я уже не одну операцию снял. Знал, что такое больница и что там обычно происходит. Сложно было найти людей, которые не обращали бы на тебя внимание! Потому что какого-то там письменного разрешения у меня не было. Все время тебя спрашивали, что ты здесь делаешь, что ты снимаешь. Я их сразу отправлял к главврачу или сам ему звонил и говорил: «Вот главный врач, ему и задавайте вопросы». Ну, и уже когда я пришел на пятый раз, то попал на одну ночную смену. Эта бригада врачей повторялась через каждые трое суток, и я стал ходить и снимать исключительно их смену. Они на меня уже не обращали внимание. Они знали, что я им не мешаю, а они не мешают мне.

Artist talk Ивана Черничкина. Фото из страницы мероприятия на Facebook

  • Иван Черничкин: «Люблю одиночную фотографию. Она ни к чему никогда не обязывает» фото 2
  • Иван Черничкин: «Люблю одиночную фотографию. Она ни к чему никогда не обязывает» фото 3
  • Иван Черничкин: «Люблю одиночную фотографию. Она ни к чему никогда не обязывает» фото 4
  • Иван Черничкин: «Люблю одиночную фотографию. Она ни к чему никогда не обязывает» фото 5
  • Иван Черничкин: «Люблю одиночную фотографию. Она ни к чему никогда не обязывает» фото 6
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Один из последних моих проектов – портреты бойцов Правого Сектора. Я снимал их в январе 2015 года на военной базе в поселке Пески. Когда туда ехал, не знал, что буду их снимать. Ехал без всякой цели. Но оказалось, что это до того, как на эту базу пришел Правый Сектор, там находился детский лагерь для школьников. И меня очень удивило, что на территории было много детских плакатов. Детство для каждого из нас (по крайней мере, для многих) – такое время, когда мы чувствуем наибольшую защищенность и заботу о себе.
Я провел там около недели. Четыре дня я вообще ничего не снимал. Ходил, смотрел, думал, о чем сделать свою историю. Я решил, что для меня очень важно показать всех этих «мифических» бойцов Правого Сектора именно как людей. Я снял все эти плакаты на территории лагеря и затем попросил бойцов очень быстро выдать первую ассоциацию, которая у них возникает при виде того или иного плаката.
На самом деле я во время того, как там находился, уже понимал, что от них хочу получить. Я не пытался с ними, грубо говоря, налаживать какие-то дружеские контакты. Потому что тогда, после моих вопросов, они бы серьезно задумывались над своими ответами. А так я получил такое себе отстранение и нежелание со мной общаться. И ответ такой получился, типа: «Отстань». Что первое в голову человеку пришло, то он мне и ответил. Поэтому у меня и не было особого к ним отношения. Я знал миф, который знают все о Правом Секторе из СМИ. Я для себя этот миф определенным способом разрушил и узнал, что же такое ПС.
Иван Черничкин. birdinflight.com
  • Барик. 39 лет, Одесса. «Бабушкин дом в селе в центре Украины. И вот эта мазанка которая до сих пор еще стоит. Лето, пруд рядом»
  • Дали. 25 лет, Ровно. «Поэзия, литература, изобразительное искусство, Ван Гог, Сальвадор Дали. Вдохновение, бессонница. Литры кофе»
  • Имам. 42 года, Львов. «Должен быть честен перед собой и людьми»
  • Ивич. 25 лет, Киев. «Детский журнал»
  • Света. 20 лет, Днепропетровск. «Это значит беречь, люди берегут друг друга»
  • Барик. 39 лет, Одесса. «Бабушкин дом в селе в центре Украины. И вот эта мазанка которая до сих пор еще стоит. Лето, пруд рядом»
  • Дали. 25 лет, Ровно. «Поэзия, литература, изобразительное искусство, Ван Гог, Сальвадор Дали. Вдохновение, бессонница. Литры кофе»
  • Имам. 42 года, Львов. «Должен быть честен перед собой и людьми»
  • Ивич. 25 лет, Киев. «Детский журнал»
  • Света. 20 лет, Днепропетровск. «Это значит беречь, люди берегут друг друга»
Еще один проект, связанный с «виртуальной реальностью» – зарисовка об украинских пастухах. Снимал я эту серию одну неделю, даже больше, в середине августа, и одну неделю я потратил в конце сентября. В общей сложности семнадцать дней. Почему ч/б? Потому что освещенность уже очень сильно изменилась. Август и сентябрь трудно было свести в один какой-то тон. Или будет все очень сильно отредактировано, или… И я пришел к выводу, что лучше перевести все это в ч/б.
Иван Черничкин. birdinflight.com
  • Иван Черничкин: «Люблю одиночную фотографию. Она ни к чему никогда не обязывает» фото 7
  • Иван Черничкин: «Люблю одиночную фотографию. Она ни к чему никогда не обязывает» фото 8
  • Иван Черничкин: «Люблю одиночную фотографию. Она ни к чему никогда не обязывает» фото 9
  • Иван Черничкин: «Люблю одиночную фотографию. Она ни к чему никогда не обязывает» фото 10
  • Иван Черничкин: «Люблю одиночную фотографию. Она ни к чему никогда не обязывает» фото 11
  • Иван Черничкин: «Люблю одиночную фотографию. Она ни к чему никогда не обязывает» фото 12
  • Иван Черничкин: «Люблю одиночную фотографию. Она ни к чему никогда не обязывает» фото 13
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Фотография для меня не только то, что называется модными словами «проект», «история» и т.д. Я понимаю, сейчас одиночные фотографии не ценятся, мало используются. Уже все привыкли, что это какой-то газетный формат. Но я очень люблю одиночную фотографию. Она ни к чему никогда не обязывает. Ты ее просто делаешь, потому что не можешь не делать. Потом эти одиночные снимки уже складываются в какие-то истории. Нужно просто сесть, пересмотреть, подумать.
Как-то один теперь уже несуществующий интернет-ресурс попросил меня сделать им подборку о Киеве. Я предложил им формат диптиха, потому что все-таки Киев такой, неоднозначный город. Есть разные стороны его жизни, и упираться во что-то там одно и показывать только одну часть города, мне казалось неправильно. Я им отправил свою историю, они не очень были счастливы. Сказали, чтобы определился, чего я хочу. В результате я отдал им только ч/б и получил на их портале тридцать комментариев, что я снимаю «чернуху». Но, как по мне, получилась довольно таки веселая зарисовочка.

Иван Черничкин. the-village.ru

  • Иван Черничкин: «Люблю одиночную фотографию. Она ни к чему никогда не обязывает» фото 14
  • Иван Черничкин: «Люблю одиночную фотографию. Она ни к чему никогда не обязывает» фото 15
  • Иван Черничкин: «Люблю одиночную фотографию. Она ни к чему никогда не обязывает» фото 16
  • Иван Черничкин: «Люблю одиночную фотографию. Она ни к чему никогда не обязывает» фото 17
  • Иван Черничкин: «Люблю одиночную фотографию. Она ни к чему никогда не обязывает» фото 18
  • Иван Черничкин: «Люблю одиночную фотографию. Она ни к чему никогда не обязывает» фото 19
  • Иван Черничкин: «Люблю одиночную фотографию. Она ни к чему никогда не обязывает» фото 20
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Записал Руслан Оноприенко
20 октября 2016, 23:38
Версия для печати
Просмотров: 599
Поделиться:

Ссылки по теме

Комментарии 0
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)